Каждому из нас приходится рано или поздно встречаться с сотрудниками ГИБДД. Одно дело, когда проверили документы и отпустили, но совсем другое, когда водителя обвиняют в совершении правонарушения, которого он не совершал. Одним из спорных моментов является обгон в зоне ограниченной видимости. Об этом и поговорим. Фактически я подготовил эту статью в форме памятки, и все, кто частенько выезжает на трассу, могут распечатать ее и вступать в профессиональный спор с сотрудником ДПС. Обгон в зоне ограниченной видимости с выездом на полосу встречного движения квалифицируется как нарушение п.п.11.5 ПДД РФ и ответственность за такое нарушение предусмотрена по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Сотрудники ДПС зачастую используют неверное понятие, а также подмену понятий «ограничение видимости» и «недостаточная видимость».
ПДД дают определение недостаточной видимости: видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки. Изучая определение, устанавливаем, что понятия «ограниченная» и «недостаточная» совершенно разные.
В различных нормативных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости» и о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Подобное расхождение предполагает двоякое толкование, в связи с чем необходимо обратиться к «Правилам учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ». В них приведена таблица для ограничения видимости на поворотах.
По ограничению видимости для спусков-подъемов эти Правила указаны в СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В таблице понятие «ограничение видимости» заменено определением «наименьшее расстояние видимости», и в ней же приведена видимость для поворотов, но более жесткая, чем в «Правилах учета и анализа ДТП». И эта таблица используется в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», в которой «ограничение видимости» трактуется как «минимальное расстояние видимости». Ознакомимся с информацией, представленной в этой таблице.
Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при скорости 30 км/ч – 90 м, 40 – 110, 50 – 130, 60 – 170, 70 – 200, 80 – 250, 90 – 300, 100 – 350, 110 – 400, 120 – 450 м.
Немаловажную роль играют и примечания к данной информации.
1. Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств.
2. Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.
3. Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.
Согласно ГОСТ Р 52289-2004 в опасных местах с ограниченной видимостью должны устанавливаться знаки «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» направо или налево и нанесена сплошная разметка. Если данных знаков на участке нет, это означает, что дорожно-эксплуатационные службы или проигнорировали необходимость установки знаков, или же ГИБДД, отвечающее за безопасную эксплуатацию данного участка дороги, имеет основания полагать, что зона «ограниченной видимости» отсутствует.
Как в первом случае, связанном с разгильдяйством дорожников, так и во втором, но с компетентным мнением должностных лиц, устанавливается, что формально в части видимости участок дороги является безопасным и любые утверждения инспектора о том, что по его мнению, зона ограниченной видимости существует, эти заявления и утверждения будут голословными.
Утверждение инспектора о том, что он квалифицирует любой маневр на этом участке как обгон в зоне ограниченной видимости, несостоятельно и во избежание составления протокола напомните ему о ГОСТ. Ведь ГОСТ не может противоречить ПДД и наоборот.
Правила основаны на ГОСТах. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это закреплено в законе «О безопасности дорожного движения» в ст.22 п.1, причем приоритет всегда отдается нормативным документам, то есть ГОСТам.
Как уже было установлено, обгон в зоне ограниченной видимости правомерно квалифицируется по ст.12.15.4 КоАП, однако п.п.11.5 ПДД РФ, устанавливающий такой запрет, достаточно обширен и охватывает также запрет на обгон на регулируемых перекрестках с выездом на встречную, на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, перед железнодорожными переездами. Поэтому, если водителю вменяется именно нарушение этого пункта правил, обратите внимание на то, что написал инспектор в графе «существо правонарушения». Если в протоколе не раскрыт состав и события п.п.11.5 или он не совпадает с указанным в ПДД, это будет служить основанием для возврата материалов в органы ГИБДД для устранения неточностей.