Дата: Пятница, 07.09.2012, 22:58 | Сообщение #
209
Можно вставить свои пять копеек?
Лет 15 назад зарабатывал на жизнь изготовлением карданов на транзиты и прочие микроавтобусы. Исключительно из отечественных деталей. Сейчас уже не звонят, но лет 6 звонили клиенты. На моем "вечном жиде" 90 года выпуска стоит с 2000 года кардан из УАЗА + ГАЗЕЛЬ. Прошел тысяч 350 как минимум. Помню, что когда-то смазывал.
Тут много слов говориться на бытовом уровне. Приварил, забил, присобачил - не вибрирует и ладно. Товарисчи! Точность позиционирования кардана и его деталей имеющих массу - это ОДНА СОТАЯ ДОЛЯ МИЛЛИМЕТРА. Иначе будет дисбаланс, приводящий к кончине сопряженных деталей, крестовин, подвесных. Вибрация, заметная с водительского места - полный криминал. Например видел усталостное разрушение вторичного вала коробки МТ-75 под срез заднего подшипника. А там приличная консоль до фланца. Причем это произошло уже с моим карданом и мне пытались впарить рекламацию. Разнесло все под днищем включая лонжероны, в полу - сквозные разрывы. Вам оно надо? Многочисленные истории про самооткручивание болта соединяющего заднюю и переднюю части кардана - это все оно.
Тем самым после любого вмешательства надо балансировать, в идеале прямо на машине. Даже замена крестовины на стопорных кольцах туда же. Погнуть вилку на 0.05 орудуя кувалдой - плевое дело.
Теперь несколько конкретных замечаний.
Замена зачеканенных крестовин с тонкостенным стаканом в полевых и гаражных условиях - бесполезная трата времени и денег. Оно конечно возможно все, но человек с соответствующей квалификацией этого делать не станет, разве в безвыходной ситуации, или из любви к искусству. Точность формы подшипников качения это не сотки, а микроны, скорее доли микрон. В этой конструкции точность формы задается отверстием в ушах вилки и толщиной стакана. А там коррозия, наклеп от разбитой крестовины, зачеканка торчит внутрь отверстия и для довершения картины побито молотком при разборке. Какие нафиг микроны. Про проблемы с центровкой и зачеканкой умолчу. Кто нибудь понимает например, что торец стакана - упругий. Между ним и шипом лежит металлополимерная шайба. Собирается это дело с точно дозированным натягом, и в процессе работы компенсируется осевой износ торцов шипа, стакана и этой шайбы. Вы знаете величину этого натяга в миллиметрах. Я - нет. От сюда истории типа: поменял подвесной - полетела крестовина. Для этих крестовин любая нагрузка или удар вдоль оси шипа смертельна - деформируется донышко стакана. Да и удар поперек оси они держат хуже толстостаканных крестовин, легче вмятина от иголки образуется. И, в конце концов, их делали не для удобства колхозного ремонта, а для удешевления производства, частично для снижения веса. И уплотнения там курям на смех. При правильном ремонте такого кардана уши хонингуют в ремонтный размер крестовин. Мне попадались забитые кувалдой в номинальные уши крестовины с ремонтным увеличением. С понятными последствиями.
Все не приваренные детали карданов - чугун с шаровидным графитом. Варить, в том числе прихватывать стаканы, нельзя. И приваренные могут тоже быть чугунными - там сварка трением, может не успевает материал изменится за-за скорости нагрева-охлаждения.
Наши волговско-газелевые качественные крестовины - хорошая вещь. Имеют полноценные сальники с пружинками, пыльники, приличный размер, толстые стаканы, которым плевать в разумных пределах на дефекты ушей, сработаны не из гвоздя. Китайско-турецкий фуфел рядом не стоял. Но надо смотреть внимательно, что покупаешь, на все вторичные половые признаки. Например, сторона канавки в стакане, куда упирается стопорное кольцо - шлифуется камнем, что отлично видно.
С ними есть проблема осевого зазора. Плоскости ушей под стопорные кольца обработаны на волговских и иже с ними вилках часто несколько от фонаря. При вварке вилок уши иногда заметно ведет. При разборке легко уши погнуть. Крестовины гуляют по осевым размерам заметно. Плюс еще иногда торец шипа не перпендикулярен оси, и при работе или начинает прихватывать по торцам, или осевой люфт быстро появляется. Я это решал, контролируя размеры ушей до и после сварки, пресовки-распресовки штангенциркулем. Потом правил прессом. Точность в 0.1 мм условно достаточна. И небольшое ноу-хау - стопорные кольца разной высоты с шагом в 2-3 сотки. Осевого зазора быть не должно. Как алтернатива возможно применение анаэробного фиксатора резьбы для заполнения зазора между стопором и ухом. Но это рискованно, может получится может нет. Куча факторов. Я что-то такое раз делал - получилось.
Шлицевая от уаза - гавно. Приходилось подбирать от разных карданов, чтоб зазора не было. Они гады еще в шлицы напихивали что-то вроде резиновых опилок, чтоб ОТК прошло и отбалансировать можно было. А как промоешь - люфт появляется. Шлицы прямые, их мало. Но все таки выхаживали сотни тысяч км. с терпимым зазором.
На мой взгляд есть шлицевая лучше - передний кардан от газели 4х4. Я б ее немного "тщательно обработал напильником" для снижения веса.
Подвесной от газели превосходно запихивается в не новую и в новую резинку на фордах до 91 года, и отлично ходит.
Забудте про литол. Это не смазка для крестовин и шлицов. Сейчас полно смазок качественных. Я мазал синтетикой красной с ЕР. После 350 тысяч, (если три раза шприцевал - хорошо) стал менять заднюю крестовину по причине осевого люфта. И пожалел - сами игольчатые подшипники в идеальном состоянии, все в смазке (алаверды волговским сальникам и пыльникам). Надо было парой поставить стопора большей толщины, но я свой запасец регулировочный не смог найти вовремя. Кстати эта смазка не ходит в подвесном. Там хорошо живет родная, что-то навроде циатима, мне кажется.
Шлицы от УАЗА скончались в сильной степени от недостатка смазки, так как я делать по уму могу, а обслуживать по человечески нет.
Истории вроде: долбал кувалдой до посинения, надпилил ухо болгаркой, помяли трубу в тисках и прочая и прочая, на мой взгляд из области психиатрии.
Купите штангель китайский цифровой. Померьте свой волос. Так вот толщина волоса это очень дофига, если с точки зрения ремонта карданов смотреть. Потом купите стрелочный индикатор на стойке. И вперед. Можно попробовать понять что к чему.
Надеюсь мой несколько сумбурный текст поможет кому-то решить технические проблемы, или хоть станет понятно от какого ремонтника надо бежать без оглядки.
P.S Я буду приводить в чуйства свой кардан в ближайшее время, ставить газелевские шлицы, менять крестовины, отдавать в балансировку. Точить, варить буду сам. Могу отчетец подробный написать с паролями и явками в москве. Может фотки сподоблюсь сделать в процессе.